Ольга
ЗАЙЦЕВА
журнал
"Компоненты и технологии", 2008 №4
Георг
Бруннер:
«Около 70%
продаж нашей продукции в Восточной Европе приходится на телекоммуникационную
отрасль».
Темпы роста российского рынка электронных компонентов
значительно выше, чем в Европе. Именно поэтому крупнейшие транснациональные
концерны проявляют особый интерес к нашей стране. В беседе с корреспондентом
«КиТа» Георг Бруннер (Georg Brunner), региональный менеджер по продажам в
Восточной Европе подразделения Сircuit Protection компании Tyco Electronics
RAYCHEM GmbH рассказал о стратегии развития его подразделения на российском
рынке электронных компонентов.
— Пару слов
о положении Tyco Electronics RAYCHEM GmbH по отношению к Tyco Electronics.
Насколько вы структурно зависимы от головной компании, какие функции
выполняете?
— Tyco Electronics— это большой территориально
распределенный концерн, в который входят компании из различных стран. Эти
компании, в свою очередь, входят в состав определенных подразделений. Наше
подразделение называется Tyco Electronics Circuit Protection и занимается
сбытом элементов защиты по току и напряжению. Наш головной офис в Германии
расположен в Ottobrunn/Мюнхен. В своей деятельности мы связаны с другими
подразделениями концерна, но у нас выработана собственная политика сбыта и
производства. При этом дистрибьюторские сети у нас также отвечают специфике
сбыта пассивных компонентов. Причина обособленной деятельности нашего
подразделения заключается в том, что специфика защиты по напряжению и по току
требует особого внимания и концентрации. Это достаточно сложная область,
предъявляющая высокие требования к профессиональному уровню специалистов и
инженеров. И если мы пустим дело на самотек и не будем заниматься консультацией
и обучением наших дистрибьюторов, то качественная и финансовая сторона
деятельности может пострадать.
— Какие
наиболее значимые разработки компании вы могли бы отметить?
— Название нашего подразделения уходит корнями к
словам Radiation Chemistry. В лабораториях фирмы в свое время проводили опыты
по обработке полимерных материалов с различными кристаллическими решетками и
включением угля. В результате было установлено, что при нагреве кристаллическая
решетка может разрушиться и материал переходит в аморфное состояние, тем самым
резко меняется сопротивление: из проводящего ток материала он превращается в
непроводящий. Но при этом материал обладает эффектом памяти и при остывании
возвращается в свое прежнее состояние. Из этого получилось два очень интересных
изобретения. Первое— устройства PolySwitch для защиты электрической цепи по
току, а второе — shrinkable tubes — термоусаживающиеся трубки, использующиеся
для стяжки кабеля. Раньше все это выпускала одна компания, но после вхождения в
концерн Tyco Electronics эти направления выделились в отдельные независимые
подразделения.
— Как
организован сбыт вашей продукции, работаете ли вы напрямую с конечными
заказчиками?
— Примерно 90% всей продукции нашего подразделения в
Восточной Европе распространяется через дистрибьюторов. Напрямую мы продаем
только крупным производителям электроники. Как правило, это либо контрактное
производство, либо клиенты, которым по каким-либо причинам удобнее работать с
нами напрямую. В России иная ситуация: здесь сбыт на 100% осуществляется через
наших дистрибьюторов, поскольку у нас нет склада в этой стране. (В Европе он
расположен в Бельгии.) Ведущими партнерами не только по России, но и по
Восточной Европе в целом являются компании «Конкур электрик», Arrow, Future
Electronics, TTI, Avnet Time и
др. Информация о партнерах есть на сайте нашего подразделения www.circuitprotection.com.
— Каковы
ваши критерии по выбору партнеров?
— Мы работаем в основном с глобальными
дистрибьюторами, такими как Arrow, Future Electronics или TTI. Однако
сотрудничаем и с локальными компаниями, работающими в определенных странах и
регионах. В этом случае важными моментами являются финансовое положение
компании и ее кредитная история. Но один из главных критериев выбора
дистрибьютора — уровень технической подготовки его специалистов в области
защиты по току и напряжению. Наш партнер не может быть просто брокером, который
закупает у нас продукцию, осуществляет ее доставку в свой регион и там продает,
он должен обладать высоким уровнем знаний в электронике, электротехнике и
телекоммуникационном оборудовании.
— А кто у
вас самый крупный локальный партнер в России?
— Самый крупный локальный партнер в России — ЗАО
«Конкур электрик». Эта фирма как раз и соответствует критериям выбора партнера —
обладает высоким уровнем экспертизы в электронике, электротехнике и
телекоммуникационном оборудовании. В этом отношении мы очень довольны
сотрудничеством с этой компанией, которая ведет активную внедренческую работу
на российских предприятиях, оказывая техническую поддержку на местах. Кроме
того, «Конкур электрик» держит в Санкт-Петербурге, пожалуй, самый большой склад
элементов защиты RCP в России и странах СНГ, что также создает удобство для
заказчиков.
— Когда в
одном регионе сталкиваются интересы глобального и местного дистрибьютора, вы
участвуете как-нибудь в урегулировании взаимоотношений между ними?
— Разумеется, мы рынок не контролируем и не указываем,
кому и как вести свой бизнес, но при этом стараемся помогать всем нашим
дистрибьюторам, независимо от их масштаба. В частности, у нас есть практика
регистрации проектов, которая позволяет регистрировать определенные решения по
защите цепей.
— Есть ли в
планах компании увеличение числа партнеров?
— Если говорить о России, то на сегодняшний день мы
имеем уже устоявшийся пул партнеров и в ближайшее время не планируем его
расширение.
— Вы
говорили о том, что склад подразделения находится в Бельгии, а где расположено
производство?
— Концерн Tyco Electronics имеет собственные заводы во
многих странах мира. Однако если говорить именно о нашем подразделении — RCP—
то его штаб-квартира расположена в Менло-Парк (Калифорния), недалеко от
знаменитой Силиконовой долины. Там же находятся наши разработчики и часть
производственных мощностей. Кроме того, у нас есть заводы в Японии, Китае, США
и Тайване.
— Какую долю
занимает Россия в глобальном бизнесе компании?
— Если брать Восточную Европу, то Россия занимает
ведущее место по объемам продаж нашей продукции, наряду с Польшей и Венгрией.
Причем в Венгрии и Польше развивается и контрактное производство, а в России
нашими клиентами в основном являются местные производители и поставщики. Это подтверждает
тот факт, что электронная промышленность в России по-прежнему существует и
развивается.
— В каких
отраслях российской промышленности наиболее востребована продукция
подразделения RCP?
— По Восточной Европе около 70% продаж нашей продукции
приходится на телекоммуникационную отрасль.
В России нашу продукцию активно приобретают
производители модулей кроссовой защиты. Несмотря на пессимистичные прогнозы,
объем продаж элементов кроссовой защиты в этом регионе продолжает расти, во
многом благодаря активному строительству и модернизации фиксированных сетей
связи. А это, в свою очередь, говорит о том, что темпы подключения новых абонентов
не снижаются, несмотря на то, что уровень проникновения телефонной связи в
России достаточно велик. Одна из причин данного явления заключается в активной
миграции населения страны из регионов в крупные города, в которых развивается
строительство нового жилья. В современных домах совсем другое кабельное
оснащение: в них устанавливается кроссовая защита, прокладываются IP-сети и т.
д., то есть создается достаточно сложная и развитая телекоммуникационная
инфраструктура. То же самое можно сказать и об активно строящихся
бизнес-центрах.
Другая, довольно большая группа наших российских
клиентов из телекоммуникационной отрасли — производители телефонных станций.
Россия обладает развитой TDM-инфраструктурой. Кроме того, при телефонизации
офисов предпочтение часто по-прежнему отдается аналоговым миниАТС. Поэтому,
несмотря на популяризацию IP-технологий, традиционная телефония будет
востребована в России еще очень долгое время.
Еще одна категория наших российских клиентов —
поставщики DSL-оборудования и услуг передачи данных посредством широкополосных
сетей на базе этой технологии. В частности, можно отметить федеральный проект «Образование»,
в рамках которого российские школы подключались к Интернету и телефонии
посредством медного кабеля. Если такой кабель покрывает достаточно большие
расстояния, требуется установка регенераторов сигнала. В этом случае остро встают
вопросы грозовой и вторичной защиты, а также защиты по току.
Наконец, нельзя не отметить развитие российского
индустриального рынка, в частности производства телематических устройств и
охранных систем (например, систем видеонаблюдения). Здесь требуется установка
газоразрядников, защиты линий по току от скачков напряжения и т. д. Устройства
PolySwitch существуют уже более 25 лет, и практически все это время
разработчики ждали, когда же появятся модели, рассчитанные на сетевое напряжение,
поскольку различные существующие серии были ограничены напряжением 30, 60 и 70
вольт. И вот недавно, наконец, мы выпустили PolySwitch, рассчитанный на рабочее
напряжение 220–265 вольт и силу тока до 2 ампер при температуре окружающей среды
20 °C. Область их применения весьма широка и включает в себя, к примеру, защиту
электродвигателей и компрессоров в холодильниках, системах кондиционирования, пылесосах
и других электроприборах. Таким образом, нашими клиентами сегодня являются и
многие производители бытовой техники.
— Как вы
осуществляете продвижение своей продукции в России, существуют ли для этого
специальные маркетинговые фонды или мероприятия?
— Специфика нашей продукции такова, что она требует
активной маркетинговой поддержки, ориентированной, в первую очередь, на технических
специалистов. Мы участвуем в различных специализированных выставках как
посетители, общаемся с производителями различного оборудования и предлагаем им
свою продукцию и решения. Практика показала, что для нас это более эффективный
способ общения, чем открытие собственного стенда — в основном потому, что вся
наша продукция может уместиться на одной маленькой витрине, которая теряется на
фоне гигантских экспозиций других участников. Кроме того, мы занимаемся целевым
размещением рекламы в отраслевых СМИ и требуем от наших партнеров активно
общаться с заказчиками, предлагая им в зависимости от их потребностей продуманный
дизайн решений по защите их систем и оборудования. Тем не менее, в некоторых
случаях клиенты находят нас сами. Особенно часто это случается в периоды сезонного
взлета спроса. Например, пик грозовой активности, которая приходится на летние
месяцы, традиционно вызывает всплеск продаж газоразрядников.
— Как вы
оцениваете уровень конкуренции на рынке электронных компонентов в России?
— В последние годы конкуренция чрезвычайно высока. Мы
первыми в мире стали производить быстрореагирующие самовосстанавливающиеся
предохранители на основе полимерной технологии. Однако как только какая-то
технология становится популярной и получает широкое распространение, появляются
новые производители, которым все же нелегко достичь нашего технологического
уровня, базирующегося на столь долгом опыте. В России тоже существуют местные игроки,
производящие вполне пригодные многоразовые предохранители, но на основе керамической
технологии.
— Насколько
та область электронных компонентов, в которой вы работаете, инновационна?
— Базовые технологии и принципы основаны на физических
законах и свойствах материалов. Но при этом определенные шаги вперед
совершаются регулярно: меняются параметры продукции и некоторые ее свойства,
например размеры. Кроме того, по моим наблюдениям, в последние пять лет в среднем
раз в год появляются не только обновленные серии уже выпускаемой продукции, но
и принципиально новые элементы защиты. За прошедшие несколько лет появились
газоразрядники, варисторы, элементы электростатической защиты, тиристорные
элементы SiBar, SMT-предохранители, а также некоторые комбинированные элементы
защиты. Например, элементы защиты по напряжению и току, 2Pro — варистор и
PolySwitch в одном корпусе, или PolyZen — PolySwitch и прецизионный стабилитрон
с полимерной защитой по току. И нам зачастую приходится заниматься маркетингом
уже принципиально новых изделий, объясняя, для чего они нужны и в чем их преимущества.
На российском рынке популярны наши газоразрядники, варисторы и PolySwitch.
Остальные относительно новые элементы могут быть менее известны, потому что
инженерам необходимо еще какое-то время, чтобы оценить их важность. Например,
PolyZen способен защитить по входу питания портативную электронику. Но портативная
электроника в России производится в небольших количествах, отсюда низкий спрос
на PolyZen device, тогда как в других странах он, напротив, высок. С 2Pro
device иная ситуация. Часто параллельно нагрузке ставится элемент защиты по
напряжению— варистор, а последовательно— элемент с положительным температурным
коэффициентом, или ППТК (PPTC). Но в некоторых аварийных ситуациях, когда
перенапряжение держится на варисторе длительное время, он может не выдержать. Объединение
ППТК и варистора в одном корпусе устраняет данную проблему. Нагреваясь,
варистор подогревает и ППТК, тот срабатывает и отключает ток. Таким образом,
путем синергии свойств варистора и ППТК получился новый замечательный элемент,
который может быть уже сегодня эффективно использован для защиты телефонных
линий и модемов.
— Пару слов
о новинках, представленных на российском рынке в прошлом году.
— Относительно новыми продуктами, получившими
распространение в последнее время, являются элементы электростатической защиты
PESD. Они разработаны для защиты антенных переключателей, а также портов
ввода/вывода в USB 2.0, HDMI 1.3 и Ethernet и других высокочастотных интерфейсов.
Такие элементы отводят электростатический разряд от чувствительной схемы в
оборудовании высокоскоростной передачи данных. Их отличает низкая емкость — около
0,25 пФ, а также низкий ток утечки, малые напряжение срабатывания и напряжение
удержания. Серия элементов PESD позволяет предохранять высокоскоростной интерфейс
от статических разрядов, при этом не искажая сигнал. Приглашаю всех интересующихся
тематикой защиты цепей посетить наш сайт www.circuitprotection.com, а также
созданный нашими российскими партнерами русскоязычный портал www.circuitprotection.ru.